19.08.22 Построение project – студии

19.08.22 Построение project – студии

         

Studio-SketchUp.jpg



Первые упоминания project – студии начали появляться еще в 70-х годах 20-го века, когда стало появляться оборудование, имеющее возможность применения в project - студиях. Такое оборудование, не могло соперничать с профессиональным, но, тем не менее, нашло положительный отклик у многих музыкантов. Ведь теперь, записывать музыку, делать пробные демо, они могли в более домашней обстановке, не думая о том, сколько времени было на это потрачено. Также, наличие такого оборудования, позволяло многим музыкантам работать в удобное для себя время, а не ориентироваться на расписание профессиональных студий звукозаписи. 
По прошествию времени, рынок «домашнего» и полупрофессионального оборудования вырос настолько, что заинтересовал многих производителей, которые, осознав размеры рынка и возможностей, стали включаться в гонку по разработке оборудования. 

  Работа со звуком — это творческая деятельность, которая ограничивается только техническими возможностями. Профессиональная студия звукозаписи, построенная в отдельном помещении, конечно, по своим качествам и характеристикам часто превосходит решения project - студий. Всё дело в ресурсах, которые затрачиваются на создание такой студии (архитектурные проекты, технические задачи, и т.д. — всё это обходится в очень крупные суммы). Project - студия потребует от её создателя намного меньше ресурсов и при этом сможет обеспечить качественный процесс работы со звуком. При правильном подборе студийного оборудования не придется идти на компромиссы.

Какие преимущества есть у project - студии?

  • В project - студии звукозаписи никто не будет ограничивать звукорежиссера временем одной сессии. Её, конечно, можно продлить, но это лишние финансовые затраты.
  • Идея новой песни может возникнуть внезапно, в «домашних» условиях будет возможность сразу сделать первые музыкальные наброски для дальнейшей работы.
  • Project - студия даёт возможность сконцентрировать внимание программным обеспечением и оборудованием, которое имеется у звукорежиссера. Подзвучить гитарный усилитель — это тоже часть работы, которая требует навыка. Это поможет в работе на профессиональной студии. Оказавшись в стенах студии звукозаписи профессионального уровня звукорежиссер не растеряется многообразием оборудования их настройкой.
  • Если есть доступ к отдельной профессиональной студии, то определённые этапы работы со звуком вы можете забирать домой. Например, монтажные работы, оформление проекта или мастеринг, который занимает много времени. Важное уточнение, что звучание материала в студии и дома может сильно различаться из-за разного мониторинга, софта и особенностей помещения.

На какие недостатки стоит обратить внимание?

  • В плохо подготовленном помещении трудно добиться высокого качества звучания вокала и инструментов, так как комната «‎вмешается» в запись и будет отдельным негативным фактором.
  • Профессиональная студия имеет больший технический потенциал для решения студийных задач. Парк микрофонов, предусилители, мониторов в отдельной студии намного больше.
  • Отвлекающие факторы. Оборудование студии в жилых дома может негативно сказаться на записи и дальнейшей работы над материалом. Вся работа на время может быть отложена, так как записывать звук с проникновением посторонних шумов – не допустимо.

Подготовка помещения для project - студии

 В первую очередь стоит отметить, что project – студия начального уровня или как ее еще называют «домашняя» студия звукозаписи это, как правило, одна комната в квартире, в которой происходит, и запись вокала с инструментами, и последующее сведение. В отличии от профессиональной студии, где есть несколько комнат, это и тон – зал, и контрольная комната, и т.д. Также важно уточнить, что комната в квартире и спроектированный, подготовленный тон-зал в студии – это два совершенно разных помещения.

                      930х360.jpg

Тон – зал

                       2.jpg

Контрольная комната

Тем не менее, в project – студии начального уровня, важное значение имеют, и подготовка самого помещения, и размещение рабочего стола.

Есть два варианта для решения наших задач:

1.    «Мёртвая акустика»

Данный вариант является наиболее простым в реализации, так как для этого, нужно на всём пространстве студии необдуманно использовать акустический поролон и другие звукопоглощающие материалы. В данном случае мы получим так называемую комнату с «мёртвой акустикой» где, либо нет отражений, либо их минимальное количество. У такой комнаты нет особых плюсов, зато большое количество минусов.

Минусы:

  •  В связи с отсутствием отражений, записанные голос или инструменты будут звучать очень сухо и не естественно, что осложняет дальнейшую работу над ними.
  • Необходимо иметь базовые представления о формировании отражений для каждого записываемого инструмента.
  • Не правильное использование акустического поролона переглушит комнату, так как поролон работает на достаточно высоких частотах, в то время как проблемы с низкими частотами, так и останутся.

     

2.     «Живая акустика»

Данный вариант является более сложным в реализации, но, тем не менее, он лишён многих проблем, которые были в прошлом варианте.

Для начала стоит найти наиболее удачное место в комнате для размещения рабочего стола. Найти в комнате место с нейтральной акустикой, где не будет ярких отражений от поверхностей или гула. Для этого можно похлопать в ладоши, громко попеть, послушать мониторы в разных локациях.

Несколько правил для размещения студийных мониторов:

  • Установить мониторы на стойки за рабочий стол, если конструкция и размер помещения этого позволяют.
  • Расположить монитор от стены на 50 см в зависимости от того, где у монитора находится фазоинвертор.
  • Необходимо исключить направление студийных мониторов на зеркала, и окна
  • Мониторы должны располагаться на высоте ушей звукорежиссера, а твитер (высокочастотный излучатель), направляется в ухо с соответствующей стороны. В итоге звук направляется в определенную точку.

3.jpg

  • Студийные мониторы должны стоять на одинаковом расстоянии между собой и точной прослушивания. Звукорежиссер и два монитора должна образовать равносторонний треугольник.

4.jpg

  • Проектировать рабочее место лучше по прямой короткой стене.

Чтобы удачнее расположить мониторы в комнате, можно также воспользоваться измерительным микрофоном. Это могут быть, как и дорогие варианты: Sonarworks SoundID Reference Measurement Microphone. Так и более бюджетные: BEHRINGER ECM 8000.

5.jpg6.jpg

Помимо микрофона так же понадобится измерительный комплекс. Можно воспользоваться бесплатным программным обеспечением Room Eq Wizard.

Программа Room Eq Waizard предназначена для анализа акустических параметров помещения, а также получения данных, которые будут необходимы для коррекции частотных характеристик.

7.jpg

Перед началом работы следует откалибровать микрофон, чтобы он корректно выдавал показания. Дальше необходимо расположить микрофон в той точке прослушивая, где предположительно будет располагаться звукорежиссер и собрать первоначальные данные АЧХ помещения. Дальше, в зависимости от полученных данных, можно перемещать мониторы в пространстве, для получения наилучшего результата АЧХ.

После того, как были установлены мониторы, необходимо закрыть стены акустическим поролоном на уровне головы или плеч звукорежиссера, чтобы избежать отражений и переотражений на верхних частотах. Для решения проблем с низкими частотами необходимо воспользоваться басовыми ловушками, которые будут располагаться по углам помещения за спиной звукорежиссера.

Во избежание не нужных резонансов большие площади лучше закрывать листами акустического поролона 50 х 50 см в шахматном порядке.

Толщина акустического поролона удовлетворимого для начальных студий – 45-65 мм.

Также нельзя не отметить акустические экраны для микрофонов, которые позволяет уменьшить влияние комнаты во время записи голоса. При выборе модели экрана стоит рассмотреть многослойные конструкции на жесткой раме.

8.jpg

SE Electronics

Оборудование для студии звукозаписи.

1.       Компьютер для студии звукозаписи.

Сердцем практически любой студии является – компьютер, так как всё пишется и хранится в цифровом виде. Для работы звукорежиссер сам выбирает, какую платформу ему для этого использовать. Это могут быть, как решения на macOS, так и PC на системе Windows. Для компьютера важные следующие параметры:

  • Высокая тактовая частота процессора – это даст возможность комфортно работать со звуком в реальном времени.
  • Оперативная память и ее скорость – важный критерий для работы библиотек с семплами. Рекомендуется использовать от 8 ГБ ОЗУ для комфортной работы.
  • Использование SSD – ускоряет загрузку проектов в DAW и имеют большую производительность, по сравнению с обычными жёсткими дисками.

2.       DAW (Digital Audio Workstation)

Цифровая рабочая станция является неотъемлемой частью студии, предназначенной для записи, хранения, редактирования и воспроизведения цифрового звука. Цифровая станция заменяет сейчас огромное количество студийных приборов, которые в «домашних» условиях были бы неуместны. DAW нужно выбирать исходя из своих личных предпочтений и убеждений, так как все эти ПО и их функционал во многом схожи.

Большая часть DAW, таких как: Cubase, Ableton, Pro Tools, Nuendo, Reaper и т.д., являются платными программами. Среди них можно выделить Reaper, который является «условно бесплатным», так как после 60-и дневного пробного периода им можно продолжить пользоваться без каких-либо ограничений. Данная программа станет неплохим стартом для звукорежиссеров, которые только начинают знакомиться с ПО. Также, часто программы и даже наборы плагинов могут прилагаться к внешней звуковой карте.

3.       Аудиоинтерфейс.

Внешняя звуковая карта, также несомненно, является важным составляющим любой студии. Ведь она является связующим звеном, позволяющий прослушивать микс на студийных мониторах или наушниках, а также производить запись голоса или инструментов.

При выборе аудиоинтерфейса следует обратить внимание на:

  • Количество входов/выходов и их характеристик. От этого зависит какое количество источников сигнала звуковая карта сможет записывать одновременно и их качество.
  • Наличие цифровых входов/выходов, MIDI – интерфейса. MIDI – интерфейс позволит подключать MIDI – клавиатуры или контроллеры.
  • Наличие раздельных регуляторов наушников и основного микса.
  • Стабильные драйверы.
  • Наличие нескольких выходов для наушников. Будет очень полезно для мониторинга во время записи голоса или инструментов.
  • Наличие инструментального входа. Важный аспект для тех, кому нужно записывать электрогитару или бас-гитару напрямую в звуковую карту.

4.        Студийные мониторы.

Важный элемент любой студии, так как от их качества будет зависеть информативность микса. Студийными мониторами нельзя назвать бытовые аудио - системы, так как любая такая аппаратура старается по-своему окрасить исходное качество звука, сделав его более ярким и насыщенным в той или иной области спектра. У профессионального, студийного оборудования совсем иные цели. Звук должен быть максимально чистым и качественным. Динамики должны выдавать максимально линейные амплитудно-частотные характеристики.

При выборе студийных мониторов стоит обратить внимание:

  • Размеры и технические характеристики. Мощность усилителей, частотный диапазон, размер НЧ – динамика. Важно соблюсти соразмерность помещения и акустических систем. Для небольших помещений – это акустические системы с выходной мощностью от 50-80 Вт и размеров НЧ – динамика 5-6 дюймов. Для средних и больших помещений – это акустические системы с выходной мощность 90-130 Вт и размеров НЧ – динамика 7-10 дюймов.
  • Расположение фазоинвертора. Модели студийных мониторов, у которых фазоинвертор находится на тыльной стороне не подходят для близкого расположения к стене. Если конструкция помещения не позволяет расположить мониторы на 40-50 см от стены, лучше выбрать те модели, у которых фазоинверторы находятся на передней панели.
  • Количество регулировок на студийном мониторе. Преимуществом будет являться наличие нескольких регулировок эквалайзера или DSP эквалайзера, как это выполнено в студийных мониторах KRK ROKIT G4

      9.jpg

 KRK ROKIT PR8 G4

5.       Студийные наушники.

Использование студийных наушников значительно расширяет возможности для более точной работы над звуком. Наушники могут дать достаточно большое количество звуковой информации. Также они используются музыкантами в качестве мониторных наушников для записи голоса или инструментов. По акустическому оформлению наушники делятся на:

  • Открытые;
  • Закрытые;
  • Полуоткрытые.

Открытые наушники имеют более чистое и детализированное звучание, что делает их отличным вариантом для сведения и мастеринга. Но такие наушники не подходят для записи голоса или инструментов, так как в них отсутствует звукоизоляция.

Закрытые наушники имеют более басовитое звучание, а также обеспечивают качественную звукоизоляцию, которая необходима во время записи голоса или инструментов.

Полуоткрытые наушники – это вариант закрытых наушников с неполной звукоизоляцией, сочетающий в себе преимущества и недостатки двух предыдущих типов.

Главные технические характеристики студийных наушников:

  • Сопротивление. Наушники делятся на низкоомные и высокоомные. Низкоомные подойдут для большинства усилителей, в то время как для высокоомных нужен мощный усилитель.
  • Чувствительность. Характеристика, от которой зависит громкость звука. В среднем наушники обеспечивают чувствительность не менее 100 dB. В случае, если значение будет ниже, звук может быть слишком тихим.
  • Искажения. Уровень искажений измеряется в процентах. Чем меньше, тем лучше качество звучания.
  • Частотный диапазон. Чем он шире, тем равномернее будет АЧХ в диапазоне восприятия человеческим ухом.

6. Микрофоны.

Еще один важный элемент любой звукозаписывающей студии. Существуют разные типы микрофонов, но в рамках project – студии речь пойдет о двух. Это динамические и конденсаторные микрофоны.

Динамические микрофоны используются не только в студиях звукозаписи, но и на живых выступлениях. Они используются для работы с громкими источниками сигнала, как например: гитарные усилители, ударная установка и т.д. При этом динамические микрофоны обеспечиваются качественное звучание во многих областях применения. Тем не менее такие микрофоны имеют некоторые недостатки, в виде низкой чувствительности и низком динамическом диапазоне.

Конденсаторные микрофоны, в отличии от динамических, напротив, обладают отличной чувствительностью, с помощью которой можно получить натуральный и мягкий звук. Помимо этого, у них широкая частотная характеристика, позволяющая работать с широким спектром звукового сигнала. Также более линейное звучание на всём диапазоне, которое позволяет передавать звучание инструментов или голоса в оригинальном виде. Тем не менее такие микрофоны также имеют некоторые недостатки. Конденсаторным микрофонам необходимо фантомное питание. Также такие микрофоны более требовательны к акустическим условиям.

Главные технические характеристики микрофонов:

  • Диаграмма направленности. Направленность микрофона определяется конструкцией капсулы и влияет на параметры микрофона. Обычно микрофоны имеют следующие направленности: кардиоида, суперкардиоида, гиперкардиоида, полукардиоида, восьмерка и всенаправленный.

 10.jpg

  • Уровень звукового давления. Значение максимальной силы звука, которую микрофон способен передать без потери качества. Важный параметр для подзвучивания громких источников сигнала.
  • Чувствительность. Параметр показывающий, насколько тихий звук микрофон способен уловить и преобразовать в сигнал.
  • Уровень собственного шума.

7.     MIDI – клавиатура (контроллер).

Необходимое устройство для работы с электронной музыкой и использовании семплов цифровых инструментов. Контроллер позволяет не только управлять vst инструментами, но также и взаимодействовать с самой DAW, управляя ее параметрами. При выборе контроллера следует обратить внимание на количество клавиш, а также их чувствительность.

8.      Кабели.

Большинство кабелей, которые используются в студиях, разделяются на два типа:

  • Балансные кабели;
  • Небалансные кабели.

Выбираются они в зависимости от конкретных задач. С помощью балансных кабелей коммутируется довольно большой объем студийного оборудования. Среди них: мониторы, аудиоинтерфейсы, предусилители с микрофоном и т.д. А с помощью небалансных: электрогитары, бас-гитары и иные инструменты, подключаемые в линию.

Виды разъемов. Чаще всего в студиях используются 4 вида:

  • TRS (Jack). Данный штекер может быть, как двухконтактным, так и трехконтактным. Обычно используется при подключении электрогитары, клавишных инструментов, а также процессоров эффектов.
  • Mini Jack. Данный штекер, кроме как, размером ничем не отличается от обычного Jack. Чаще всего используется в наушниках.
  • XLR. Профессиональный разъем, который чаще всего не применяется в бытовой аудиотехнике. С помощью такого разъема коммутируются мониторы, аудиоинтерфейс, микрофоны, предусилители и многое другое.
  • RCA-Jack (тюльпан). В отличии от XLR часто встречается в бытовой аудиотехнике, но также и применим в бюджетных студийных мониторах. Обычно используются два разъема.

 Автор статьи: Владислав Шнуровозов - практикующий звукорежиссёр.


    Возврат к списку