10.07.21 Музыкальный мистицизм Дж.Крама

10.07.21 Музыкальный мистицизм Дж.Крама

                                                                                                                                                   Автор статьи: Назаренко Дмитрий Иванович.maxresdefault.jpg

Композитор как творец всегда ищет новые способы воплощения своего замысла, ищет выразительные средства, зачастую находящиеся за пределами традиционного музыкального языка. И где та грань, которая проходит между звуковыми колебаниями музыки и тем, что для нас является чем-то важным и порой может менять наше мировоззрение? Как и какими способами композиторы зашифровывают в музыке концепт? И как возможно, чтобы звучащее представлялось совершенным хаосом для «чужого» и чётко выстроенной музыкальной реальностью для «понимающего», «ищущего» слушателя?

ХХ век стал переломным в мировой истории: никогда ещё так быстро не сменяли друг друга идеологии и режимы в общественно-политической жизни, течения в искусстве. Мистики связывают это со сменой эонов – периодов времени продолжительностью в две тысячи лет, примерно соответствующих астрологической «эре». Традиционно со сменой эр связывались глобальные перемены в культурно-религиозной парадигме в целом и в искусстве в частности. Ведь именно искусство представляет своё время, именно искусство отражает то, что есть в данный момент – актуальность и современность. Одним из тех, кто пытается воплотить в звуках своё время, является американский композитор Джордж Крам.

Джордж Генри Крам младший родился 24 октября 1929 в Чарльстоне, Западная Вирджиния, в музыкальной семье. Его отец был профессиональным кларнетистом, аранжировщиком и от случая к случаю дирижёром оркестра, сопровождавшего сеансы немых фильмов в кинотеатре. Мать, Вивиан, играла на виолончели с Чарлстонским симфоническим оркестром. Дома часто звучала камерная музыка.

С малых лет Крам-старший учит своего сына игре на кларнете. Помимо занятий на инструменте мальчик помогает отцу переписывать оркестровые партитуры. Так Джордж Крам начинает изучение партитур различных композиторов. Позже он отмечал, что именно тогда у него зародилось особое отношение к визуальному аспекту нотной записи. Также на музыкальное становление будущего композитора сильно повлияло радио: дома не было большой коллекции записей, но был огромный выбор радиостанций, которые транслировали музыку различных направлений.

В свои ранние годы Джордж решил, что вся его жизнь будет связана с музыкой. Уже с 10 лет он начинает проявлять свои композиторские способности. Как он сам описывал, «это было слегка в стиле Моцарта» [2, с. 2]. Для него было вполне естественно копировать стили таких композиторов как Шопен, Бетховен, Брамс и Барток. Он не был «закрытым» ребёнком, но школьные классы для него никогда не были интересны, и учителя часто могли застать Джорджа за сочинением музыки во время уроков математики или английского. Уже в школе он написал достаточное количество камерной музыки. Вот лишь некоторые из сохранившихся названий ранних сочинений композитора: Два Дуэта для Флейты и Кларнета (1944), Четыре Части для Скрипки и Фортепиано (1945), Четыре Песни для Голоса, (приблизительно 1945), Соната для Фортепиано (1945), Стихотворение для Оркестра (1946). Кроме того Крам-младший любил организовывать музыкальные группы из знакомых одноклассников, которые представляли собой подобие современных «гаражных» бэндов. Стоит отметить также, что на композитора сильно повлияла народная музыка Западной Вирджинии. Это проявилось в последующем выборе инструментов, обычно не используемых в классической музыке. Будущие составы включали в себя: банджо, варган, каменный кувшин, гусли и музыкальную пилу. Также его очень вдохновляли звуки природы.

Джордж Крам известен своими необычными и точными партитурами. Одним из людей, оказавших на него огромное влияние, был преподаватель Мичиганского Университета Росс Ли Финни, который внушил своим студентам необходимость в создании точной и ясной нотной записи, сопровождаемой примечаниями и пояснениями. Это был важный урок. Крам вспоминал: «Он передал особое отношение к нотной записи, а также наставление о том, как развить в себе умение использовать внутренний слух, когда вы пишете, нежели представлять музыку в абстрактном виде» [2, с. 3].

Впоследствии критики, которые находили композиции Крама «не очень музыкальными», будут отмечать его педантично   и изящно написанные партитуры.

Совершенно нехарактерным для творчества Крама как в плане звукового оформления, так и идейного посыла явился Квартет «Black Angels» написанный в 1970 году. Он вбирает в себя практически все основные приёмы индивидуальной техники композитора и, проанализировав его, можно понять авторские методы обращения со звуком и нотацией.

Обратимся к содержанию Квартета, Многие предполагали, что произведение посвящено Вьетнамской войне: рядом с указанием авторства композитора в скобках значится: «написано время войны»  (tempore belli), что также является отсылкой к произведению Й. Гайдна Missa in tempore belli. Сам Крам высказывался, что художник – это сумма событий, которые поглощают его, и поэтому, несомненно, произведение «впитало» в себя атмосферу войны – один из трагических эпизодов в истории мира. Поэтому для более ясного представления о содержании данного Квартета важно представлять атмосферу начала 70-х. Так, в музыке происходит повальное увлечение эзотерическими учениями: все – от «The Beatles», «Rolling Stones», Д. Боуи до «Led Zeppelin» – «вплетают» данную тематику в своё творчество. Это было время освобождения от гнёта консерватизма, время контркультуры, которая идейно не просто противопоставляла себя общественным идеалам, но ставила под сомнение и переосмысливала господствующие культурные догмы, создавала свою собственную систему норм и ценностей. И хотя Крам явно не высказывался «за» или «против» новых течений, так или иначе это влияло на его мироощущение и отражалось в его музыке

Обратимся к партитуре [3]. Её полное название - «Black Angels. Thirteen Images From The Dark Land» («Чёрные Ангелы». Тринадцать образов из тёмного мира»). Партитура открывается «Performance note» – указаниями и предписаниями, как произведение должно исполняться. Одним из важнейших, по мнению композитора, требований является обязательное электро-усиление инструментов: они должны быть снабжены встроенными звукоснимателями, а при их отсутствии – усилены микрофонами. Необычен инструментальный состав ансамбля: каждый музыкант помимо основного (струнного инструмента) играл на предписанных ему инструментах перкуссии, а также на стеклянных бокалах, звуки из которых извлекались смычком.

В пункте 9 «Performance note» раскрываются аспекты оригинальной нотации композитора. Здесь присутствуют микрохроматизмы – звуки на расстоянии четверти тона друг от друга. Также новшеством является фиксация длительности нот: вместо традиционной группировки указано точное время исполнения той или иной группы в секундах. Довольно необычным представляется обозначение длительностей с точками с обеих сторон: они указывают на добавление четвёртой части от длительности (например, половинка + восьмая). Завершается ряд композиторских указаний планом размещения исполнителей и инструментов на сцене.  

Далее следует Программа («Program»), предваряющая нотный текст и визуально представляющая структуру произведения. Она являет собой арочное строение: тринадцать номеров, которые соединены друг с другом стрелками. Каждый номер имеет своё числовое значение, некое нумерологическое свойство. Например,   № 1 имеет числовое значение «13 раз 7 и 7 раз 13» (всё это также отражается и в музыкальном языке, о чём будет сказано ниже). № 1 соединён с № 13, который имеет нумерологическое свойство «7 раз 13 и 13 раз 7», что является зеркальным отражением числового свойства № 1 и образцом программной симметрии.

Ось симметрии – № 7, который, как следует из примечания автора, «является девизом и нумерологической основой всего произведения («13 раз 13 и 7 раз 7»)».

Кроме того, тринадцать номеров сгруппированы в три части, которые, по утверждению автора, воплощают три стадии путешествия Души – «Отправление» (грехоподение), «Отсутствие» (духовное уничтожение) и «Возвращение» (искупление), а также борьбу Бога и Дьявола, проявленную в противопоставлении чисел 7 и 13.

Итак, в Квартете три части, тринадцать номеров, временные «паттерны» по семь, четыре, три, тринадцать секунд, паузы, длящиеся тринадцать секунд. Каждый номер также имеет своё числовое значение, расположение номеров подчинено законам симметрии. Таким образом, визуальный облик партитуры, на наш взгляд, обнаруживает связь с нумерологией и Близнечными мифами как одними из глубинных основ сочинения.

Главные герои Близнечных мифов – близнецы – являются противоположностью друг друга. Так символически воплощаются фундаментальные явления мира – Добро и Зло, День и Ночь. Противоположности эти находятся в состоянии борьбы, одновременно являясь двумя сторонами одной монеты. Можно предположить, что здесь Крам выражает двойственную сущность Бога: именно для этого он наделяет произведение нумерологическими свойствами. Противопоставление чисел 7 и 13 (по сути, Добра и Зла, Бога и Дьявола) является сутью всей композиции.

Совершенно явным является влияние нумерологии[1], проявившееся в особом отношении к числу. Здесь необходимо сделать краткий обзор значения чисел. Сам Джордж Крам часто говорил, что хорошо знаком с работами К.Г. Юнга[2]В своём электрическом струнном Квартете Крам устанавливает юнгианский «мифический порядок», основанный сначала на интуитивных, а затем на более сознательных воплощениях архетипических чисел 7 и 13, что соответствует нео-мифологическому «сознательное присвоение бессознательного открытия»: «Когда я писал «Black Angels», мне пришло в голову, что эти цифры появлялись всё время в моих набросках, и именно тогда я решил использовать их [1]. Долли Кесснер утверждала, что число 7 представлено семью ступенями, или чистой квинтой, здесь символически представляет "Бог-Жизнь", в то время как 13 (полутон или минорная нона) означает «Смерть – дьявола» [4, с. 114]. С другой стороны, сам Крам расшифровывает свою связь между числом 7 и тритоном: «В «Черных Ангелах» «я использовал тритон, который соответствует числу 7» [1]. Во время интервью в университете Рутгерса, композитор нарисовал эскиз, иллюстрирующий то, что он позже назвал «основным звуком», или «тритоновой осью произведения».


[1] Нумерология - система эзотерических верований о мистических связях чисел с физическими объектами, процессами,  жизнью людей и их сознанием, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга.

[1] Например, в опубликованном на английском языке телефонном интервью, данном композитором в январе 2001 года.

                                                      black angels 1.png

Противоречие между двойной ассоциацией 7 как тритона (с его исторически негативным/«плохим» оттенком) и чистой квинтой (с его культурно укоренившимися оттенком «хорошего» этоса) очевиден только для числа 7 и применяется для вычисления интервала двумя способами, учитывая либо количество полутонов, либо количество ступеней. Из примера  ясно, что Крам использует буквы, чтобы присвоить число 7 F#  на эскизе, в то время как вычитание 13 - 7 все ещё дает 6 как интервальное выражение тритона.    

Числовые свойства и принцип симметрии проецируются на интонационно-тематический уровень Квартета. Так, в №№ 2, 3, 13 звучат мелодические сегменты, основанные на симметричном последовании тонов, а центральным элементом (ЦЭ)[3]музыкального языка «Black Angels» является сочетание интервалов ум. 5 (числовое значение – 6, так как в составе 6 полутонов) и ч.5 (числовое значение – 7, так как в составе 7 полутонов), что в сумме даёт ум.8 или м.9 (числовое значение – 13).

Нужно подчеркнуть, что музыкальная ткань «Black Angels» подчинена сложной числовой логике. Например, № 1 содержит объединённые скобками группы нот с обозначением чисел
под ними, которые указывают на количество повторений этих групп.    
Как указано в замечаниях автора в партитуре, движение состоит из пентолий, каждая из которых равна
одной секунде, или восьмой
ноте (MM = 60). Таким образом, каждое помеченное число указывает продолжительность в секундах,
а также количество повторений. Общее количество восьмых нот в
движении равно 91 – точное математическое значение, полученное
умножением двух фатальных чисел – 7 и 13.   

Теперь сосредоточим внимание на интонационно-тематическом решении «ключевых», кульминационных номеров квартета, которыми являются № 4 «Devil-music», № 7 «Threnody II: Black Angels!», № 10 «God-music».

         № 4 «Devil-music» концентрирует в себе самые дисгармоничные и семантически «нагруженные» интонационно-тематические элементы. Первый элемент:


[1] Центральный элемент (ЦЭ) системы – термин Ю. Холопова.

                                                                                 black angels 2.png

Его можно назвать некой «интонационной капсулой», которая впоследствии будет развёрнута, например, во втором элементе, представляющем собой серию из тринадцати тонов (повторен звук dis): В качестве третьего элемента выступает цитата средневековой секвенции «Dies irae» - музыкальный знак смерти:

                                                     black angels 3.png

Четвёртый элемент – аккордовое развёртывание начального интонационного тезиса: 

                                  black angels 4.jpg

Образ «Devil-music» Дж. Крам мыслит в жанре Каденции. Каденция – это обязательный раздел концерта, в котором солист демонстрирует свою виртуозность, технику игры, умение импровизировать на ранее звучавшие темы. Здесь импровизационность проявляется в чередовании мелодических и аккордовых элементов, интонационной основой которых являются интервалы ум.5 (ув.4) с числовым значением 6, ч.5 с числовым значением 7, м.9 с числовым значением 13.

Напротив, «God-music» решена в духе Арии с аккомпанементом. Аккомпанирующие инструменты чрезвычайно необычны: двадцать стеклянных бокалов (7+7+6), которые композитор обозначает как «Glass Harmonica». «Хрустальные» звуки извлекаются посредством ведения смычка по краю бокала. Солирует электрическая виолончель, названная автором «Vox Deo» - «Голос Бога». Соло это представляет собой выразительную мелодию, которая начинается с «вершины-источника» и сочетает в себе напевность и декламационность. Опеваются-обыгрываются интонации м.2, б.2, м.3, скачки на м.9 (числовое значение – 13), звучащие мягко и широко. Мелодия постепенно стремится вверх, «завоёвывая» вершину d3, на которой Голос Бога затихает-замирает.

Композиционная и смысловая ось симметрии всего Квартета – № 7 «Threnody II: Black Angels!» – самая активная и агрессивная в произведении, является средоточием знáковых интервалов ум.5 (числовое значение – 6), м. 9 (числовое значение – 13). Кроме того, здесь звучит цитата из «Дьявольских трелей» Дж. Тартини, а также присутствует элемент конкретной музыки – исполнители произносят/выкрикивают слово «тринадцать» на японском, немецком, русском языках, суахили. Композитор прибегает к оригинальной пространственной работе со звуком, который из одного тона «расширяется» в три, затем в четыре звука:

                       black angels 5.jpg

Ещё один содержательный пласт Квартета образуют цитаты, скрупулёзно обозначенные Крамом в партитуре. Цитата есть музыкально-смысловой знак из другого произведения, которое обогащает данное сочинение.

Перечислим цитаты, указанные композитором:

- Dies irae (в № 4) – знак смерти;

- Dance Macabre (в № 5) – отсылка к одноимённым сочинениям Ф. Листа, К. Сен-Санса и целому ряду живописных и литературных образов «пляски смерти», рождённых миропониманием различных эпох;

- Pavana Lachrymae (в № 6) – из Квартета Ф. Шуберта «Смерть и Девушка»;

- Trillo di diavolo (в № 7) – одноимённое произведение Дж. Тартини.

         Так или иначе, семантика всех цитат связана с инфернальными образами, образами смерти.

 

       Подводя некоторые итоги работы, отметим следующие важные моменты:

1.Для воплощения своего замысла Крам ищет особые звучности, которые отсутствуют в тембровом многообразии современной академической музыки. Отсюда и особые приёмы звукоизвлечения на струнных инструментах: игра за подставкой, характеризующаяся «рычащим» звуком; col legno – «пусто-стучащие» звучности. Кроме того особые звуковые сферы рождают: игра смычком по краю стеклянного бокала, цоканье языком, проговаривание слогов и слов, фонические эффекты гонга. Таким образом, композитор создаёт особое звучащее пространство, отличное от «привычной» музыки.

2.Дж. Крам – композитор, мыслящий нестандартно. Особое внимание он уделяет созданию «говорящих» партитур, в которых значима каждая деталь – от названия части и ремарки до размещения нотоносцев и нот в пространстве.

3.«Blakc Angels» - произведение, отражающее в себе основные черты стиля композитора. При восприятии на слух создаётся впечатление, что этот Квартет – спонтанный поток «музыкального сознания», однако сочинение имеет чёткий композиционный план, внутренний сюжет, продуманные средства выразительности (не только музыкальной).

4.Музыкальное мышление Дж. Крама тесно связано с нумерологией, мистическими и философскими учениями, наполнено атмосферой окружающей композитора реальности. Именно поэтому партитуры Крама можно назвать музыкально-философскими трактатами. В них можно найти отсылки к древним учениям и мистическим идеям. Столь подробные указания в партитуре – ремарки, программные названия частей, обозначение цитат, «числовая драматургия» – с одной стороны, упрощают понимание данного сочинения, а, с другой, отсылают слушателя к другим областям человеческого знания, обогащая содержание данного сочинения.

5.Значимыми компонентами музыкального языка композитора являются: цитаты как «островки» традиционной академической музыки, узнаваемые и несущие в себе определённые музыкально-смысловые знаки; интонационно-мелодические сегменты, а также построенные в соответствии с принципами нумерологии и симметрии.

Мы ясно осознаём, что данная работа является первым шагом в понимании и осмыслении музыки второй половины XX века в целом и творчества Джорджа Крама в частности. Произведения композитора предназначены для подготовленного слушателя, который сможет «прочесть» и понять смыслы и знаки, которыми автор музыки насытил своё сочинение. Каждый из этих знаков достоин самостоятельного и глубокого исследования.

 

Литература:

1.Adamenko, Victoria. Interview at RU, 304-5 [Электронный ресурс] /    V. Adamenko. - Режим доступа: www.jstor.org/stable/4153057

2.Cohen, David. George Crumb: A Bio-bibliography [Электронный ресурс] / D. Cohen. - Режим доступа: https://ru.scribd.com/document/267297501/David-Cohen-George-Crumb-a-Bio-Bibliography

3. Crumb, George. Black Angels. Thirteen Images From The Dark Land For Electric String Quartet [Партитура] – Edition Peters, 1971. – 9 p.p.

4. Kessner, Dolly "Structural Coherence in Late Twentieth-Century Music," Ph.D. diss., University of Southern California, Los Angeles, 1992 [Электронный ресурс] / D. Kessner. – Режим доступа: www.jstor.org/stable/4153057




[1] Нумерология - система эзотерических верований о мистических связях чисел с физическими объектами, процессами, жизнью людей и их сознанием, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга.


[2] Например, в опубликованном на английском языке телефонном интервью, данном композитором в январе 2001 года.


[3] Центральный элемент (ЦЭ) системы – термин Ю. Холопова.



Возврат к списку